Мы задались этим вопросом, когда пришла идея провести в ШКОЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ мастер-класс по вырезанию снежинок.

Казалось бы, подумаешь, детское занятие — сложи бумагу и вырежи снежинку по шаблону. А потом попробуй аналогично придумать и вырезать свою снежинку.

Но оказывается, в таком простом деле есть масса полезного как из области творчества, так и из программирования.

Итак, по порядку.

1. Что мы знаем о снежинках?

Откуда берутся снежинки, как они образуются, какие бывают, можно ли найти две одинаковые снежинки?

Ответы на эти и многие другие вопросы весьма любопытны. Поиск информации о снежинках — весьма увлекательный процесс, способствующий формированию умения правильно формулировать вопросы и поисковые запросы, а также анализа и отбора достоверной информации.

Оказывается, снежинки образуются из пара и на 95 процентов состоят из воздуха! Так что в доме, засыпанном снегом, вполне можно жить.

Двух одинаковых снежинок учёным найти не удалось. Объясняется это тем, что пока снежинка летит к нам, она постоянно подвергается воздействию различных температур, давления, ветра. Под этими воздействиями снежинка меняет форму.

Мы нашли видео, где очень интересно и познавательно рассказывается о снежинках:

Но самый любопытный факт, а точнее, гипотеза учёных, в том, что снежинка образуется поэтапно. Микроскопические кристаллики льда, как кирпичики, образуют форму снежинки, у которой, тем не менее, всегда равно 6 лучиков!

Чем не работа с программами и алгоритмами?

Мы можем изобретать самые разные снежинки, учитывая некоторые характеристики наблюдаемых в природе снежинок, а также включая собственную фантазию.

2. Алгоритм вырезания снежинок из бумаги

Да да, именно алгоритм!

У этого алгоритма совершенно определенная последовательность шагов. И лишь некоторые из этих шагов можно либо пропустить, либо модифицировать.

Участникам мастер-класса мы предложили следующий алгоритм:

1. Подготавливаем лист бумаги и ножницы. 

2. Выбираем шаблон, например, здесь

3. Берём лист бумаги и складываем его на уголок (рис., п.2).

Как сложить лист для вырезания снежинки
Как сложить лист для вырезания снежинки

4. Обрезаем лишнюю часть листа (рис., п.2).

5. Складываем получившийся треугольник ещё раз пополам (рис., п.3, 4).

6. Сложенный в 4 сложения маленький треугольник ещё раз складываем, втрое, чтобы получить уголок (сектор) (рис., п.5, 6, 7).

7. Вкладываем внутрь шаблон и обводим контур карандашом.

8. Вынимаем шаблон и вырезаем снежинку.

9. Разворачиваем снежинку.

Снежинки из бумаги
Снежинки из бумаги

А из оставшейся полоски бумаги можно сделать ещё две маленькие снежинки!

Маленькие снежинки из остатков бумаги
Маленькие снежинки из остатков бумаги

Подумайте, какие из шагов предложенного алгоритма можно изменить либо пропустить?

3. Творчество безгранично!

Если поставить задачу в точности повторить все возможные формы снежинок, которые может создавать Природа, мы будем делать это всю жизнь!

Но при этом абсолютно очевидно, что даже если мы будем использовать шаблоны, у нас не получится двух абсолютно одинаковых снежинок.

А попробуйте придумать и вырезать свою снежинку! Это ещё один весьма особый путь творчества. Ведь пока не развернешь сложенный лист бумаги, точно не представляешь, что получится. Или всё-таки представляешь? 😉

Бумажные снежинки-импровизации
Бумажные снежинки-импровизации

Согласитесь, это весьма интересная и эффективная гимнастика для ума как для детей, так и для взрослых. Мы развиваем не только творческое мышление, но и абстрактное, пространственное, логическое.

Коллекция бумажных снежинок для украшений
Коллекция бумажных снежинок для украшений

4. «Чистое» программирование

Разрабатывая программу мастер-класса «Снежинка» и размышляя о том, как это связано с программированием, разумеется, мы подумали и о том, какие можно создать компьютерные программы в рамках данной тематики.

Какие алгоритмы, с использованием каких языков и сред программирования можно реализовать? И самое главное — чему при этом можно научиться?

Некоторые из результатов наших размышлений уже можно увидеть в проектах, реализованных с помощью визуального языка программирования Scratch.

Мы уже попробовали написать программу рисования снежинок в визуальной среде Scratch! Подробное описание урока вы найдёте в отдельной статье.

В профессиональной среде разработки игр Unity мы делали анимацию снежинок, изучая основы технологии.

5. STEAM

Подводя итоги нашим размышлениям, с уверенностью можно утверждать, что даже самая простая деятельность может стать основой для проведения полноценного STEAM-урока.

Учимся и творим с удовольствием!

И в заключение — несколько фото с мастер-класса «Снежинка», прошедшего в ШКОЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 18 декабря 2020 г.

Нам всем очень понравилось творить! Многие участники унесли домой замечательные праздничные украшения и много радости.

Благодарим всех участников!

Мы творили оффлайн и онлайн 🙂

Всем-всем творческих успехов!

Хотите творить вместе с нами и учиться программированию в непринуждённой форме?

Записывайтесь на индивидуальные уроки в АЭЛИТ.